Титульная Сафиоллин Алексей Маулитжанович Алексей Сафиоллин

«На прорыв!» - интервью А.Сафиоллина

Версия для печати Версия для печати
23-03-2012

Объемы строительства жилья в России уже в ближайшее время должны быть доведены с нынешних 60 миллионов квадратных метров до 90-100 млн. м.кв. О том, как этого добиться и как сделать жилье доступнее на текущей неделе говорили в Министерстве регионального развития РФ. Здесь прошло закрытое совещание, основной темой которого стали вопросы развития жилищного строительства, а также формирования новых подходов, которые позволят строить в России существенно больше жилья относительно сегодняшнего уровня. Свои идеи, реализация которых способна дать толчок к развитию сферы жилищного строительства, высказал и приглашенный в качестве эксперта на совещание президент Ассоциации строительных организаций Сургута и Сургутского района Алексей Сафиоллин.

- Много приглашенных экспертов присутствовало на совещании?

- Здесь был председательствующий глава Минрегиона Виктор Басаргин, его зам Илья Пономарев, директоры департаментов жилищной политики, архитектуры и градостроительства Минрегиона. Что касается приглашенных от строительного комплекса экспертов, то их было всего семь человек, включая, в частности, руководство группы компаний ПИК и Базовый элемент.

- Почему именно вы были приглашены на эту встречу?

- Двумя неделями ранее я встречался с помощником главы Минрегиона Алексеем Чернышевым. Мы обсуждали вопрос выстраивания обратной связи между министерством и профессиональным сообществом через строительный портал ЮСИ.рф, созданный в Сургуте. Необходимость встречи была вызвана тем, что органы власти самого высшего уровня заинтересованы в прямом диалоге, без административных барьеров, между руководством Минрегиона и профессиональными строителями.

- Итак, о чем шла речь на закрытом совещании с участием Виктора Басаргина?

- Министр сразу задал тон встречи, предложив устроить мозговой штурм и высказывать любые идеи, которые бы позволили существенно повлиять на строительную отрасль. Надо сказать, что сегодня отрасль получает в год порядка пяти триллионов рублей инвестиций, два из которых приходится на жилищное строительство, примерно столько же – на строительство промышленное и один триллион – на исполнение бюджетных заказов, в том числе со стороны Минобороны, а также на строительство автодорог, железных дорог, аэропортов и так далее. Так вот мы как раз говорили о влиянии на отрасль через сферу жилищного строительства. В прошлом году российские застройщики ввели порядка 62,5 миллионов квадратных метров жилья, но эту цифру необходимо увеличивать хотя бы до 90-100 миллионов метров. Очень серьезная планка, но к ней надо стремиться. А достижение данного показателя даст еще и хороший мультипликативный эффект, поскольку каждый рубль, вложенный в строительство, приводит к 4-5 рублям инвестиций в другие, смежные отрасли. Вот и получится, что если мы увеличим объемы жилищного строительства на 30-40 процентов, это не только будет способствовать насыщению рынка жилья и, значит, повысит его доступность, но и даст стимулирующий толчок к развитию других отраслей экономики.

- Какие конкретно идеи вы высказали на совещании?

- Во-первых, я предложил не продлевать закон о приватизации после первого января 2013 года. Почему? Считаю, что этот закон порождает иждивенческие настроения, поскольку люди получают жилье бесплатно за счет других налогоплательщиков, да еще и потом это жилье выставляется на продажу. Разве это справедливо?

Следующим моим предложением было не оценивать результаты деятельности органов власти объемом введенного жилья в целом в субъекте Федерации. Давайте посмотрим на Ханты-Мансийский округ. В прошлом году у нас было введено более 750 тысяч квадратных метров жилья. При этом Сургут и Нижневартовск показали неплохие результаты, а во многих других муниципалитетах Югры показатели были уже намного хуже, и жилья там не хватает для удовлетворения спроса. И что делать жителям таких территорий? Им остается только порадоваться за своих соседей из того же Сургута и покупать квартиры в своих городах по завышенным ценам. Но совсем плохо дела обстоят в малодоступных населенных пунктах, где ситуация со строительством жилья попросту критичная – строительная отрасль там деградирует.

- Вы говорите о проблеме уплотнения городов?

- Совершенно верно, и эта проблема сегодня свойственна всей России. Москва, Московская область, Санкт-Петербург и ближайший к нам крупный сосед Тюмень уплотняются, расстраиваются целыми кварталами. А условий для развития малонаселенных территорий при этом практически никаких не создается: не строится жилье, дороги, объекты социального назначения. И чему в таком случае удивляться, когда из таких территорий бегут учителя, врачи, молодежь? Считаю такое положение вещей совершенно неправильным. Возьмите ту же Московскую область – там строятся целые города, где нет никакого производства и откуда жители ежедневно вынуждены ездить на работу за 70-100 километров в Москву, которая и без того стоит на пороге транспортного коллапса. Таким образом, необходимо создавать условия, при которых будут развиваться не только крупные города, но и остальные территории.

Да и не все гладко сегодня со строительством жилья в крупных городах. На текущий момент под жилищную застройку в России отведено земельных участков, где можно построить более 200 миллионов квадратных метров жилья. Однако часть из этой земли не используется по назначению и попросту простаивает. Некоторые крупные застройщики, пользуясь своей приближенностью к руководителям муниципальных образований, к губернаторам, получили землю под крупную застройку и в дальнейшем не торопятся ее осваивать. Эти компании держат участки в активе и даже берут кредиты в банках, но ничего при этом не делают, не строят. Такая «политика» ничего хорошего собой не несет. Поэтому региональные власти должны проявить волю и даже жесткость: купил землю – строй, не строишь – плати штрафы или отказывайся от участка.

- Звучали ли еще какие-нибудь предложения?

- В ходе обсуждения я предложил также рекомендовать муниципальным органам власти активнее использовать механизм государственно-частного партнерства при строительстве инженерной инфраструктуры, что способно существенно удешевить стоимость квадратного метра жилья. Ведь сегодня складывается удивительный парадокс, когда застройщики хотят сами, за свой счет построить инженерные сети, а муниципалитеты не дают этого сделать. Подобные административные барьеры приводят к тому, что инженерия действительно строится какими-нибудь муниципальными предприятиями. В итоге сети стоят дорого, что отражается и на цене квадратного метра. Так не лучше ли создать условия, когда сам застройщик построит недорого, да еще и качественно инженерную инфраструктуру для возводимых объектов жилья, а потом передаст эти сети в распоряжение муниципалитета? Чтобы реализовать эту идею, муниципальным органам власти необходимо написать нормальный план развития города, и в рамках этого плана – инвестиционную программу.

Еще одной обсуждавшейся темой стало строительство в России арендного жилья. Известно, что практически весь рынок жилой аренды в нашей стране на сегодня находится в тени. Естественно, это не правильно. Считаю, что надо создавать условия для развития легального рынка арендного жилья. Первое, что нужно для этого сделать – привлечь инвестора, которому не придется ждать 20 лет, пока проект окупится. То есть для реализации проектов по строительству доходных домов необходимо сократить затраты: выделить бесплатно землю, подвести инженерные коммуникации, освободить от ряда налогов – на имущество, на прибыль и НДС. И тогда цена квадратного метра жилья в арендных домах не превысит 30 тысяч рублей, а арендная плата за двухкомнатную в том же Сургуте составит до 15 тысяч рублей.

Поговорили мы на совещании и о строительстве детских садов в рамках государственно-частного партнерства. В правительстве заинтересованы в развитии этой схемы, ведь бюджет тратит сегодня огромные деньги вначале на строительство данных учреждений, а потом и на обслуживание. Если строить и эксплуатировать детсады будет частная компания, которая потом из бюджета получит компенсацию своих затрат, то бюджетные расходы могут быть ниже.

- Что будет дальше со всеми прозвучавшими на совещании предложениями?

- Возможность высказаться была у всех приглашенных экспертов. А все наиболее ценные идеи будут собраны в доклад, который ляжет на стол премьер-министру Владимиру Путину в апреле. В этом докладе и будет собрано все то новое в области жилищной и градостроительной политики государства, которое, как ожидается, позволит строительной отрасли сделать хороший рывок в развитии.

- Лично вы что-нибудь вынесли из этого совещания?

- Для меня приглашение на совещание такого уровня является результатом проводимой сегодня работы в рамках развития отраслевого портала ЮСИ.рф. Общаясь с профессиональным сообществом, генерируя через сайт идеи, мы уже сегодня реально способны менять политику государства в сфере строительства жилья и жилищно-коммунальной сфере. На ЮСИ.рф зарегистрированы более 1000 компаний, которые активно общаются между собой, обмениваются мыслями, предложениями, идеями, и со всем этим имеют возможность знакомиться органы власти. Знакомиться, и затем на основании лучших предложений делать поправки в действующих программах или составлять новые. Мы со своей стороны также, выбирая наиболее интересные идеи, с удовольствием представляем их на рассмотрение федеральных органов власти, например, Министерства регионального развития. В этом и заключается наша миссия.

 

Служба информации ЮСИ.рф

 

Версия для печати

Комментировать

Комментарии

Сайт ЮСИ. РФ создан для организации взаимодействия предприятий строительного комплекса, выработки идей и предложений для власти, продвижения товаров и услуг строительной отрасли. Здесь нет места для сплетен и слухов.  Если публикуется не верная информация, любое предприятие может на своей странице, бесплатно разместить свое отношение по тому или иному вопросу. Я был на многих совещаниях и  открытых и закрытых, и там не всегда просто донести свое мнение, Минрегион проводит много разных встреч и форумов в том числе и через СРО. Это совещание естественно, одно из многих для формирования будущих планов на основании идей которые есть у строителей.  В любом случае необходимы серьезные изменения для улучшения условий деятельности строительной отрасли,  и мы можем на них влиять если не будем тратить время на обсуждение кто был, в чем был, с кем был, и т. п.  ГЧП - много разговоров, но пока мало дел именно на уровне Муниципальных Образований, нужны нормы дающие гарантии бизнесу, что инвестиции вложенные будут работать,  сокращая  расходы бюджета. 
А. Сафиоллин.
26-03-2012
Торгово Строительная Компания 'ЮграСеверСтрой'
Закрытое, открытое, какая разница.  СибТехАудит - хватит ныть. Давай свои предложения, доведем до иМинистерства, время еще есть.   А. Сафиоллин. 24-03-2012
Алексей!!! 5+
26-03-2012
Просто ему не безралчна наша жизнь. А имено ты, я ... мои дети... больше бы таких руководителей. Может и олимпиаду у нас проведут.
01-04-2012
Красиво... Каков ответ - так держать, Алексей мы верим в вас!
26-03-2012
СибТехноАудит
Ныть? Понятно. Не буду ныть.
Если разницы нет, то вы уж как нибудь сами.

26-03-2012
СибТехноАудит
А почему формат совещания закрытый? Обсуждают ключевую, можно сказать системную проблему страны и какой то междусобойчик?  Напрямую противоречит заявлению "Необходимость встречи была вызвана тем, что органы власти самого высшего
уровня заинтересованы в прямом диалоге, без административных барьеров,
между руководством Минрегиона и профессиональными строителями."
Мозговой штурм....При данной процедуре выслушивают любые идеи которые могут помочь в решении проблемы. "Закрыв" совещание, сразу отсекли  альтернативные мнения. Это вызывает сомнения в соответствии заявленных намерений цели совещания. Так не бывает. Это про форму проведения совещания....
При этом "Возможность высказаться была у всех приглашенных экспертов. А все
наиболее ценные идеи будут собраны в доклад, который ляжет на стол
премьер-министру Владимиру Путину в апреле. В этом докладе и будет
собрано все то новое в области жилищной и градостроительной политики
государства, которое, как ожидается, позволит строительной отрасли
сделать хороший рывок в развитии
."
 
Я не верю, что при таких организационных формах обсуждения жилищной проблемы можно разработать реальную программу, исполнение которой может решить жилищную проблему. Без отрыва от решения других сопутствующих проблем. Не должно быть так, когда в результате решения одной (жилищной) проблемы, получаем снижение уровня жизни населения, негативные последствия на окружающую среду и т.д. (читаем доклад министра экономического развития РФ Э. С. Набиуллиной на пленарном
заседании Московского Урбанистического форума «Глобальные решения для
российских городов»). 
При такой форме обсуждения можно разработать программу которая будет в первую очередь интересна компаниям  масштаба "ПИК" и "Базовый элемент"...

Не всё радужно с ГЧП. Если есть форма строительства через  ГЧП,
то зачем меняться? Зачем конкуренцию создавать? Среди компаний, технологий строительства?  Бюджет то всё выкупит...Может в этом причина, что совещание было закрытым? Иначе ушлые журналисты из могли  такого написать...



23-03-2012